• Антоний (Марценко), архиепископ, предстоятель Тульской епархии в 1946-52 гг.

    Архиепископ Антоний ( Марценко)

    Архиепископ Антоний ( Марценко), в миру Александр Францевич Марценко, родился 12 (24) марта 1887 г. в Одессе.

    Отец - Франц Никодимович Марценко, умерр в 1889 г.

    Мать - София Савельевна Марценко

    • Девяти лет был отдан в школу, затем в 6-классное городское училище имени Эфрусси.
    • 1910 г. - окончил Одесскую духовную семинарию
    • Принял монашество в Калуге (1912). Иеродиакон (1912).
    • Иеромонах (1913).
    • 1914 г. - окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия
    • С 1914 года служил в Урмийской духовной миссии.
    • В 1915 году — насельник Глинской пустыни. Преподаватель и помощник инспектора Ставропольской духовной семинарии (1916). Благочинный монастырей Ставропольской епархии.
    • В марте 1919 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем пинского Братского Богоявленского мужского монастыря.
    • В мае того же года Временным высшим церковным управлением юго-востока России назначен полковым священником и благочинным кавалерийского корпуса Белой армии.
    • В 1920 году эмигрировал в Сербию.
    • В 1922 году переехал в Польшу и назначен настоятелем Александро-Невского кафедрального собора в Варшаве и председателем Варшавской духовной консистории.
    • Настоятель Виленского Свято-Духова монастыря и председатель Виленской духовной консистории (1922).
    • 25 февраля 1923 года хиротонисан архиепископом Волынским и Кременецким Дионисием (Валединским) во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии (1923) (по другим сведениям, в 1925 — во епископа Камень-Каширского).
    • В ноябре 1924 года высказался в поддержку автокефалии Польской Православной Церкви, неканонически провозглашенной Константинопольским Патриархом, а затем, занимая другие епископские кафедры, принимал активное участие в церковной жизни,
    • В 1924 году был назначен ректором Виленской духовной семинарии, а в 1926 году — Волынской духовной семинарии. В 1926 году уволен из семинарии, как противник полонизации духовных школ. С 1928 года на покое, проживал в Мелецком монастыре Варшавско-Холмской епархии.
    • С 1930 года — епископ Камень-Каширский, викарий Пинско-Полесской епархии. В 1931 году принес присягу о лояльности Польскому государству. Епископ Гродненский (1934 (по другим данным, 1935)), затем снова Камень-Каширский (1937).
    • 25 июня 1940 года чрез покаяние был принят в Русскую Православную Церковь архиепископом Волынским и Луцким Николаем (Ярушевичем), экзархом западных областей; викарий Волынской епархии с прежним титулом.
    • С 1941 года — архиепископ в юрисдикции Польской Православной Церкви. Член Св. Синода Польской Православной Церкви.
    • 18 августа 1941 года по приглашению архиепископа Волынского Алексия (Громадского) участвовал в совещании православных епископов Украины, проходившем в Почаевской лавре.
    • 22 августа 1941 года архиепископом Алексием (Громадским) назначен на Херсонскую и Николаевскую кафедру, которую занимал до марта 1944 года.
    • Затем, после непродолжительного пребывания в Румынии, вернулся в Чехословакию и служил в Карлсбаде в храме во имя апостолов Петра и Павла.
    • 19 октября 1945 года находившийся в то время в Карлсбаде представитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия I епископ Херсонский Фотий (Тапиро) назначил Антония временно исполняющим обязанности настоятеля Петропавловского храма.
    • С 17 января 1946 года — архиепископ Орловский и Брянский.
    • С 19 июля 1946 г. — архиепископ Тульский и Белёвский. Отношения с тульскими властями у него не сложились сразу. Архиерей, долгое время живший за границей, совершенно не знал реалий СССР. Непонимание и трудности возникали по самым разным вопросам, начиная от необходимости бесконечно согласовывать с уполномоченным решения по любому епархиальному вопросу и заканчивая препонами, которые по указанию властей ставились управляющему епархией в богослужебной и бытовой сфере. Так управление торговли Тульской области отказывалось продавать епархии муку для изготовления просфор как по фиксированным, так и по коммерческим ценам, а бензин для разъездов Преосвященного по епархии продавали только втридорога. Священнослужителям и мирянам во время крестных ходов на Пасху запрещались выходы за пределы церковной ограды, а на Крещение категорически возбранялось освящение вод в реках и озёрах. Кроме того, недоверие к новому тульскому архиепископу выражалось в тотальной слежке за ним. О любом его действии, слове, произнесенном даже в самом узком кругу, сразу докладывалось в органы. Телефон архиепископа прослушивался, а среди верующих и духовенства периодически проводились опросы по поводу возможных жалоб на жизнь в СССР и неустройство повседневного быта, высказанных архиепископом. Однако владыка Антоний был умным человеком. Уполномоченный докладывал вышестоящему начальству, что Преосвященный никогда не жаловался и всегда повторял, что он монах и ему много не нужно. Не хвалил жизнь за рубежом и не уставал благодарить областное начальство за малейшее внимание к своим нуждам.
    • 3 (или 4) декабря 1951 года арестован.
    • Осуждён по статье 58, п. 1 а УК РСФСР 1938 года «за измену Родине» на 25 лет с полной конфискацией имущества.
    • 1 апреля 1952 года освобождён от управления епархией.
    • В августе 1952 года в Иркутскую область для отбыания наказания, в подразделения ГУЛАГа под названием ЮжЛАГ и ОзерЛАГ, центром которых был уездный город Тайшет в 680 километрах от Иркутска.
    • Умер 18 декабря 1954 г. в Иркутской области.

    Библиография:

    • Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы: В 6 томах / Составитель митрополит Мануил (Лемешевский). — Куйбышев, 1966 (Erlangen, 1987).
    • Киреев Александр, протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943—2002 годах. — М., 2002.
    • Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви: 1917—1997. — М.: Валаамский монастырь, 1997.
    • Дорош Н. Православный Гродно. — Гродно, 2000. — С. 168—169.
    Ответить Подписаться